В ФНС объяснили, что и зачем меняют в налоговом контроле

В ФНС объяснили, что и зачем меняют в налоговом контролеС момента появления Налогового кодекса система контроля и подход к понятию налоговой выгоды постоянно менялись. Что будет с этой системой дальше, обсуждали чиновники из ФНС, эксперты и представители бизнеса 19 ноября на круглом столе «Налоговая выгода сквозь призму статьи 54.1 НК».

Мероприятие организовала Ассоциация налоговых консультантов совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. На этом мероприятии побывал и корреспондент журнала «Главбух».

Что меняется в работе бухгалтера в 2020 году

До августа 2017 года 90 процентов нарушений, которые находили инспекторы на проверках, не были описаны в Налоговом кодексе, рассказал спикер мероприятия Даниил Егоров, заместитель руководителя ФНС. Складывалась судебная практика, итогом которой было постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. В нем судьи закрепили понятие «налоговая выгода» и отметили, когда она может быть необоснованной.

Постановление изменило систему контроля и порядок проведения выездных проверок. У инспекторов была мотивация массово доначислять налоги. Компании, в свою очередь, активно использовали фирмы-однодневки, чтобы платить меньше налогов. С этим нужно было бороться.

Первым делом поменяли подход к контрольной работе. Начали с НДС, с ним было много злоупотреблений. В 2014 году обязали компании сдавать декларации в электронном виде. В 2015 году в декларацию добавили сведения из книги продаж и книги покупок. Появилась система АСК НДС-2, которая позволила отслеживать НДС с момента ввоза товаров или их производства до момента потребления.

В первый год работы системы АСК НДС-2 налоговых разрывов было более 20 процентов. Сейчас — 0,51 процента от всех вычетов по стране. Поменяли и систему мотивации проверяющих. Теперь больше получают в тех инспекциях, где меньше налоговых разрывов.

Систему вводили поэтапно. Ведь если бы она сразу заработала на полную мощность, был риск погубить сегменты рынка или даже отдельные отрасли. Чтобы этого не допустить, в августе 2017 года в Налоговый кодекс добавили статью 54.1. Новая норма напугала всех. Компании боялись, что налоговики будут всегда выигрывать в спорах. Проверяющие — того, что ничего не докажут. Но такая норма — компромисс, который сбалансировал интересы государства и налогоплательщиков.

Теперь налоговики обязаны доказать, что компания умышленно занизила налоги. Более того, инспекторов обязали согласовывать акты по результатам проверок с региональным управлением. При этом будет необходимо привести доказательства того, что у компании был умысел к неуплате налогов. Это позволило исключить случаи, когда в разных инспекциях положения статьи 54.1 трактовали по-разному. От проверяющих теперь требуют обосновывать свои доводы.

Судебная практика изменилась в пользу контролеров. С 2017 года налоговики выиграли 90 процентов судов. Но практика должна быть сбалансирована, отметил Егоров. Когда налогоплательщики сами будут следить за своими налоговыми обязательствами и инспекторам на проверках не придется ссылаться на статью 54.1 Налогового кодекса, тогда можно будет сказать, что система работает хорошо.

Дорогой коллега, полугодовая подписка на «Главбух» всего за 9 990 р.!
Узнать больше

На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.

Темы: 

Комментарии (0)

Оценить:

Источник: Сайт журнала «Главбух»

Добавить комментарий