Минтруд призвал работодателей делить рабочий день сотрудников на части

Минтруд призвал работодателей делить рабочий день сотрудников на части

Минтруд рекомендует компаниям, которые продолжают работать во время пандемии коронавируса, переходить на гибкий режим времени рабочего дня, делить его на части, или устанавливать неполный рабочий день (письмо Минтруда от 23.04.2020 № 14-2/10/П-3710).

Посмотрите, какие налоговые льготы дали вашей компании. Схемы и таблицы — в журнале «Главбух»

Гибкий режим рабочего дня

Работодатель должен обеспечить оптимальный режим рабочего времени и времени отдыха для сотрудников, которые продолжают работать на рабочем месте. Для изменения режима рабочего времени необходимо издать приказ на период мероприятий, направленных на защиту от коронавируса.

С работником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем нужно отразить необходимые условия о времени начала и окончания рабочего дня, а также его общей продолжительности.

Гибкий режим рабочего времени и разделение рабочего дня на части позволит избегать скопления людей при входе на работу, выходе с работы, при начале и окончании рабочего дня, а также увеличит расстояние между работниками во время рабочего дня.

При гибком режиме рабочего времени начало и окончание рабочего дня, его общую  продолжительность определяют по соглашению сторон (ст.102 ТК). При этом нужно обеспечить суммарное количество рабочих часов за принятый в организации учетный период. Например, им может быть рабочий день, неделя, месяц.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов. Учетный период не может превышать 1 год, а для работ с вредными или опасными условиями труда – 3 месяца.

 Система Главбух рекомендует

Читайте в рекомендации, какие способы учета рабочего времени существуют. Здесь же – об особенностях суммированного учета и сдельной оплаты труда. Отдельный раздел посвящен тому, как заполнять табель учета рабочего времени в различных ситуациях.

Разделение рабочего дня на части

Режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части могут применять те компании, где есть такая производственная необходимость. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК).

Минтруд особо выделяет преимущества сменной работы. Данный режим позволяет рассредоточить работников в помещениях и оптимизировать нагрузку. Его эффективно применять при увеличении объемов работы в организациях, выполняющих неотложные работы в условиях эпидемии.

Подсказка от журнала «Главбух»

Сменный режим рабочего времени – работа в две, три или четыре смены. При сменной работе ведут суммированный учет рабочего времени. Графики работ по соглашению с работниками корректируют по мере изменения эпидемиологической ситуации и объемов необходимых работ. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 103, 104 ТК).

Минтруд напоминает, что при необходимости оперативной организации работ в случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения, Трудовой кодекс предусматривает:

  • привлечение к работе без согласия гражданина (ст.4);
  • заключения срочных трудовых договоров по соглашению сторон (ст.59);
  • временный перевод работника без его согласия на срок до 1 месяца на работу, не обусловленную трудовым договором (ч.2 ст.72.2);
  • привлечение без согласия работника к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни (п.3 ч.3 ст.99, п.3 ч.3 ст.113).

Подсказка от журнала «Главбух»

Вы получите отсрочки по налогам, деньги из бюджета на зарплату и право на низкие ставки взносов при двух условиях. В зависимости от льготы нужно выполнить сразу оба этих условия или хотя бы одно. Читайте, как это сделать, чтобы по максимуму воспользоваться льготами.

Режим неполного рабочего дня

Если в компаниях снизились объемы работы из-за эпидемии коронавируса, то применять режим неполного рабочего времени можно, чтобы сохранить рабочие места.

Режим неполного рабочего времени, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя позволяет увязать оплату труда работника с продолжительностью отработанного времени (ст. 93 ТК). При неполном рабочем времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени или за фактически выполненную работу.

При неполном рабочем времени допускается разделение рабочего дня на части. Также возможно чередование выходов на работу. Например, неделя через неделю. Продолжительность рабочего времени при неполном рабочем времени устанавливается по соглашению сторон. При этом гарантии Трудового кодекса для работников, занятых неполное рабочее время, распространяются в полном объеме.

По соглашению работника и работодателя неполное рабочее время может быть установлено при заключении трудового договора или в дополнительном соглашении к нему.

Подсказка от журнала «Главбух»

Выручка упала, и у многих компаний нет денег даже на зарплату, не говоря о налогах. Офисы закрыты, бухгалтерия на удаленке, нет доступа к документам. Что будет, если не перечислить налоги и не сдать отчетность? Ответы найдете в наших карточках. На самом деле, хотя и не для всех ситуаций, риски снизились и не всегда бухгалтерии стоит переживать.

При угрозе массового увольнения работников работодатель в целях сохранения рабочих мест вправе с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного времени на срок до 6 месяцев с уведомлением об этом работника не позднее чем за 2 месяца (ст. 74 ТК).

Работодатель обязан установить неполное рабочее время по просьбе:

  • беременной женщины;
  • одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • работника, который ухаживает за больным членом семьи.

Имейте в виду, если работодатель установил в компании режим неполной занятости, то он должен отчитаться об этом по отчетной форме в электронном виде в личном кабинете работодателя на портале «Работа в России» (приказ Минтруда от 24.03.2020 №152).

 Система Главбух рекомендует

Коронавирус усложнил работу бухгалтерии. Нужно оперативно решить, как учесть и обосновать новые расходы, выплатить зарплату за удаленную работу сотрудников, оплатить больничные и простои, пояснить снижение выручки и убытки директору и налоговикам. Как работать в новых условиях и какие налоговые льготы и изменения утвердило Правительство – в нашем спецпроекте.

Экстренная горячая линия для бизнеса 2020: бесплатно консультируем бухгалтеров, кадровиков, юристов, финансистов и предпринимателей по работе в условиях пандемии от экспертов всех редакций медиахолдинга Актион.

задать вопрос эксперту

Дорогой коллега, мы открыли экстренную горячую линию для бизнеса

— Хотим поддержать бухгалтеров в то время, когда правила работы меняются ежедневно, а разъяснений по ним нет. Задавайте вопросы нашим экспертам — по льготам, выплатам сотрудникам, отсрочке по аренде.

Дорогой коллега, я лично проконтролирую, чтобы вы получили ответ на свой вопрос в течение 10 минут. Пишите. Это бесплатно

Светлана Чуприкова,

руководитель экстренной электронной поддежки

Задайте свой вопрос эксперту

logo
Ваша бесплатная программа обучения работе в кризис
«Учет и управление компанией в условиях пандемии COVID-19»

Учиться бесплатно

Дорогой коллега, сегодня «Главбух» за полцены и антикризисный курс в подарок!
Узнать больше

По вопросам подписки на журнал «Главбух» звоните 8 (800) 505-87-17.

Темы: 

Комментарии (0)

Оценить:

Источник: Сайт журнала «Главбух»

Добавить комментарий